Тайные места Витебского вокзала

Активности

Башня с часами, чердак над куполом, великокняжеские покои — это места, которые не видят тысячи посетителей Витебского вокзала. А мне удалось там побывать!
Не сосчитать сколько раз я проходил через это здание. И всегда хотя бы на несколько секунд глаза поднимались вверх, чтобы полюбоваться изящными архитектурным линиями. А если солнечный день, так и уходить не хочется. Так там красиво! Без фотографий не уйти.
В музее РЖД я узнал, что в 19 веке здесь начали строить первую железную дорогу в Российской империи. Тянулась она до Царского села и Павловска. Предприятие это было экспериментальное и потребовалось немало усилий, чтобы люди начали пользоваться столь диковинным транспортом. Но затраты оправдали себя. После появились ветки в Москву, Рыбинск, Сибирь. И здесь на маршруте «Санкт-Петербург — Царское село, город Пушкин» до сих пор ходят поезда и огромное количество людей ездят на работу. Железнодорожные пути претерпели массу изменений, подвижной состав изменился, здание Витебского вокзала перестраивалось три раза. Последняя версия 1904 года постройки функционирует и по сей день. О нём и пойдет речь ниже.
Тайные места Витебского вокзала
Вокзал выполнен в стиле модерн. Асимметрия объёмов здания, много стекла, арочные окна, растительные узоры, часовая башня, большой купол.

Здание построено по прогрессивной в то время технологии — с использованием металла и клёпок. Может показаться, что только дебаркадеры на платформах так сделаны. Но нет. Внутри здания все несущие конструкции точно такие же. Просто их замаскировали штукатуркой, камнем и деревом. В здании использовалось много технологических решений: паровое отопление, приточно-вытяжная вентиляция, электрическое освещение, лифты, транспортёры багажа. Но всё это лаконично вписывалось в изящный художественный стиль.

Тайные места Витебского вокзала Тайные места Витебского вокзала

Зал для входа пассажиров 1 и 2 класса больше похож на парадную лестницу в усадьбе. Высота купола около 20 метров. В основании люстр спрятаны отверстия вентиляции. Температура поддерживалась +14 градусов. И ни одной коммуникации не видно! Всё богато украшено художественными элементами. На полу родная плитка!

На втором этаже зал ожидания и ресторан. Да-да, пока ждешь свой поезд, можно было откушать блюд и послушать игру на рояле. Буфет на фото оригинальный тех лет.

Тайные места Витебского вокзалаТайные места Витебского вокзала

Тайные места Витебского вокзала

Шикарные люстры поднимали и опускали с помощью таких механизмов. Лампочки тогда тоже надо было менять.

Тайные места Витебского вокзала Тайные места Витебского вокзала

Пройдя через непарадную лестницу, попадаем в первое секретное место — приёмную начальника вокзала, а ранее великокняжеские покои. Если ты был из знатного рода, то тебе полагался отдельный вход на вокзал, своя комната ожидания. Стиль тут кстати не модерн, а больше классический. Родовые князья предпочитали больше классику, чем новомодные веяния. Камин, если я не ошибаюсь, переехал сюда из разобранного здания вокзала второй версии.

Тайные места Витебского вокзала

Тайные места Витебского вокзалаТайные места Витебского вокзала Тайные места Витебского вокзала

Далее по винтовой лестнице за столовой пассажиров 3 класса можно подняться на чердак зала ожидания. Это второе секретное место.

Тайные места Витебского вокзала Тайные места Витебского вокзала

Видите изогнутый пол? Это потолок на фото ниже!

Тайные места Витебского вокзала

На большой купол тоже удалось пройти, но там было так темно, что сделать хорошее фото не было возможным.

Третье секретное место, куда можно попасть прямо с чердака — часовая башня.

Тайные места Витебского вокзала

Никаких шестерёнок, грузов на подвесах вы не увидите. Часы электрические. Но не современные! Система работает с момента постройки вокзала. На территории около шести вокзальных часов. Все они управляются из одного места посредством электрического импульса. Так достигается точность времени на всём вокзале. И это 1904 год!

Тайные места Витебского вокзала

Спускаемся вниз к поездам. Тут нас ожидает переход из основного здания на платформы, которые укрывает от непогоды арочный дебаркадер. Это пожалуй самое масштабное и зрелищное место на вокзале.

Тайные места Витебского вокзала

Под путями несколько подземных тоннелей. Багажных, почтовых. Они были оснащены лифтами. По отправлению пассажиры сдавали чемоданы, багаж сразу перевозили под землей к багажному вагону. По прибытию вещи переносили на транспортировочную ленту для выдачи пассажирам. Как в современных аэропортах.

Отдельно от основного здания вокзала стоит большой павильон — для членов императорской семьи и иностранных делегаций.

Тайные места Витебского вокзала

Очень интересная выдалась прогулка. Я даже десятой части не рассказал. Брал экскурсию у ребят в агентстве «Петербург глазами инженера». Также нашел интереснейшую статью, где еще больше тайных мест Витебского вокзала.

Спасибо за внимание!

 

Оцените статью
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта