Предисловие.
Я люблю путешествия. Не важно на машине, велосипеде, пешком. Даже если это просто покатушка на роликах на пару часов. Главное — увидеть новые места. Ставишь цель поездки, прокладываешь маршрут, готовишь снаряжение и выезжаешь. Совершенно не обязательно, что получится доехать/дойти до поставленной цели, в процессе могут возникнуть изменения в маршруте. Но это и прекрасно! Ты просто движешься вперёд, созерцаешь мир и знакомишься с новыми людьми.
Идея поехать в Питер на скутере возникла еще в 2020 году, когда я переехал сюда жить, а мой Suzuki Address V125G остался во Владимире. Правда пилить на 125-ке около 1000 км с крейсером 75-80 км/ч та еще история, но меня это мало пугало. Был опыт первого «дальняка» в Серфлагерь на Горьковском водохранилище.
Дистанция туда-сюда составила 850 км. Мало скажите? Мне тогда показалось более чем! Я был горд собой, что справился, техника не подвела, снаряжения было достаточно. И вот летом 2021-го я начал активно готовить скутер к серьезной поездке: была заменена цилиндро-поршневая группа, маслосъёмные колпачки, резина, заменено масло и тормозная жидкость. Пошла обкатка новой поршневой. И вот случай. Продаю скутер за достойную сумму. Да, он висел в продаже на авито уже давно. Была идея добавить и купить что-нибудь более кубатурное. В понедельник продал. Всю неделю шерстил авито, авто.ру. Посмотрел первый вариант. Со вторым договорились о просмотре, а пока я ехал, его продали. Третий мне понравился! И в субботу сделка была оформлена. Suzuki SkyWave 400 1999 г.в. теперь мой! И понеслось: прикатка к новой технике, постановка на учёт, устранение мелких косяков.
Так как новый скутер больше, мощнее и комфортнее, решение ехать на нём в Питер не заставило себя долго ждать. Поездка планировалась на несколько дней с остановками в полевых условиях. А это значит с собой надо взять палатку, коврик, спальник, горелку, посуду, еду и одежду. На скутере нет площадки под кофр и подседельный багажник не очень большой. Встал серьезный вопрос куда девать все вещи. С прошлого года у меня остался 30-ти литровый гермо-рюкзак и 10-ти литровая гермо-сумка. Но этого было мало! Пришлось докупить еще гермо-рюкзак на 30 литров, но попроще. Зато всё в одной цветовой гамме. Рюкзаки есть, встала задача как их закрепить. Долго смотрел как это делают другие мотоциклисты. Пробовал разные варианты. Стоковых креплений то нет на скутере! Решение оказалось простым и дешевым. Собрал два ремня из тесьмы для рюкзаков и фастексов. Обернул вкруг сиденья на место пассажира. Положил рюкзаки, обмотал, затянул. Проехался по сельским кочкам — всё держится! В итоге одежда, еда, бивуак легли «сверху» на сиденье, а инструмент, запасные части, масло и бензин в багажник под седлом.
Вещи собраны, продукты упакованы, уровень масла проверен. Можно выезжать!
День 1. Владимир — Москва — Тверская область. 372 км.
Выехал рано утром с дачи родителей. Первая цель была Москва. Там мне предстояло купить спойлер на ветровое стекло. Старое я подрезал под свой рост, чтобы видеть дорогу впереди. От старости пластик пожелтел и стал непрозрачный. И короткое стекло почти не спасало от набегающего потока воздуха. До 90-100 км/ч еще терпимо, а вот при 110-120 уже сильно сдувает голову и плечи, плюс сильный шум в шлеме.
До Балашихи я долетел легко и быстро. А потом началось… Пробки. Пол дня я потратил на перемещение в столице. Мне конечно было гораздо легче, чем автомобилистам, но стоять тоже приходилось. Вентилятор радиатора не выключался.
Примерно в обед я добрался до места покупки спойлера. Продавец оказался сам мотоциклист-турист. Всё сам мне установил, показал как настраивать. Пожелал хорошей дороги. Кстати, спойлеры он делает разных размеров на заказ по очень приемлемой цене. Если кому надо, контакты могу прислать.
Очень долго выбирался из каменных джунглей.
Выйдя на трассу я почувствовал облегчение и выдохнул. Вскоре добрался по Тверской области. В город заезжать не стал. Было мало времени и цель была совершенно другая — заночевать на природе в кемпинге.
Место для ночлега выбрал заранее. Это был кемпинг Hoki на реке Тверце. Отзывы хорошие, заранее позвонил, уточнил стоимость встать с палаткой. Вставать совсем дикарём я не планировал изначально. Опасно это. Плюс возможность помыться вечером совсем не лишняя.
От трассы пришлось проехать совсем не много. Через 10 минут я уже был у таблички «Проезд запрещен. Частная территория». Проигнорировав указание, поехал дальше по полевой колее. Отмечая, что если будет дождь, я тут не проеду. Вдруг на крутом берегу Тверцы показались вигвамы. Да-да, Hoki-camp это глэмпинг с аутентичными палатками.
Запарковав скутер, снял шлем и выдохнул. Я добрался до первого чек-поинта без происшествий. За плечами 372 км. Это мой самый большой «прохват» за день на тот момент.
Людей вокруг не было. Пошел искать администратора — не нашел. Все палатки, мангалы, стульчики, летняя кухня со всей посудой и техникой просто стояли открытые кому-угодно. Это меня крайне удивило. Позвонил по телефону администратору, сообщил, что я приехал и куда мне платить за проживание. Ответ был такой:»Администратор отъехал за продуктами, Вы пока располагайтесь где хотите». Ну и дела. Пока было светло я изучил местность. Нашел себе полянку у реки. Съехал по склону вниз (это будет моей ошибкой) и стал разбивать лагерь.
Людей все еще нигде не было. Я принял холодный душ, переоделся. Стал готовиться к ужину. И ура! Приехала машина с администратором. Включили генератор, появился свет. Я решил не тратить газ в примусе и пошел готовить на общую кухню. Ужинал в гордом одиночестве, наслаждаясь свежим воздухом и тишиной.
Администратор поинтересовалась откуда я еду, куда держу путь. Их было двое, кстати. Видимо мама и дочь. Я спросил, можно ли спать в спальнике в летней кухне. У реки становилось довольно влажно и холодно. Ребята округлили глаза и предложили спать в вигваме. Без взимания дополнительной платы! Я оплатил только место под палатку. А в вигваме крыша, кровать с матрасом, постельное белье, вешалки, ковёр. Глэмпинг одним словом. Я согласился.
В вигваме было гораздо теплее, чем на улице. Белье постельное использовать не стал. Постелил спальник на матрас. Ночью пошел дождь …
День 2. Река Тверца — Ржев — озеро Волго. 387 км.
Утро было облачное. Шел моросящий дождь. Из своего уютного вигвама я пошел к скутеру на берег реки. Попробовал запустить двигатель. И не тут то было! Кручу-кручу. Батарейка на глазах высаживается. А он и не думает схватываться. Карбюраторы не любят холод и сырость. Решил вытолкать скутер к летней кухне, чтобы там спокойно разобраться в чём дело. Но вчера я съехал к самому берегу реки. Это была ошибка. Поднять скутер весом 150 кг в горку оказалось невозможным! Плюс дождь так и моросил. Меня немного накрыла паника.
Вдохнув и выдохнув, я сказал себе: «Ведь это и есть приключения. Нужен позитивный настрой! Инструмент есть, сейчас попробуем всё починить». Параллельно написал в телеграм механику Евгению, который помогал мне обслуживать скутер во Владимире. И о чудо! Он сразу мне ответил. Посоветовал выкрутить свечу, просушить камеру сгорания, почистить электрод свечки, уменьшить зазор и попробовать снова запустить двигатель. Хвала технологиям и интернету! Онлайн ремонт прошел успешно. Движок с первого раза завёлся!!! Спасибо Женя!
Прогрев мотор, я аккуратно выбрался по сырому грунту наверх к летней кухне кемпинга. Потом перенёс вещи под крышу, разобрал палатку и поставил её сушить. Позавтракал.
Небольшое резюме по Hoki-Camp на реке Тверце. Место интересное, сразу видно в сезон тут собираются творческие люди. Экзотичные варианты проживания. Есть кухня (плита, холодильник), душ, туалет. Но сама природа тут не цепляет. Речка оказалась мутной, берег насыпной, трасса рядом и шумит. Не место силы. Но тормознуть отдохнуть с дороги можно. Респект приветливым администраторам.
Выезжать надо было как можно раньше. Предстояло проехать около 400 км. Ближайшая цель была г. Ржев. Я специально не поехал по платной магистрали, выбирал в основном двухполосные районные дороги. Так гораздо лучше можно погрузиться в атмосферу местности.
А атмосфера тут — «русская хтонь». Разваленные сельхоз предприятия, полу вымершие деревни или вообще поселения-призраки. Автозаправок очень мало. Я пол часа крутился в Ржеве, чтобы заправиться. Потому что далее 150 км не было ни одной АЗС. Дороги пустые и свободные. Очень долго можно не встретить ни одного автомобиля. И это европейская часть России!
Ближе к вечеру я приехал в Хотошино, до моей цели оставалось совсем немного. Добраться мне предстояло до сёрф-станции на озере Волго.
Озеро Волго — крупнейшее в системе Верхневолжских озёр на Валдайской возвышенности, четвёртое и последнее из группы озёр, через которое проходит верхнее течение реки Волги. Высота над уровнем моря — 206,5 м.
Свернув с трассы, необъодимо было проехать пару населенных пунктов и пересечь реку Волгу по мосту. Это был самый короткий мост через Волгу в моей жизни — метров 100. На видео вы его почти не заметите (3 сек).
Дорога ближе к озеру стала песчаная, ехать пришлось очень медленно.
Но когда я добрался, все усилия окупились втройне. Сосновый лес, очень крутой высокий берег и большая вода! Лагерь уже разбирали (конец сезона), но мне разрешили встать со своей палаткой. Отдыхающих почти не было. Поэтому мне досталось самое крутое место на берегу.
Установив лагерь, я отправился на разведку местности. Сразу скажу — мне все понравилось! Оборудованные стоянки (кострище, тент, лавочки, гамаки), летняя кухня, спуски к воде, пристань-причал, туалеты и горячий душ за дополнительную плату. Для активного отдыха прокат и занятия по винд-сёрфингу. А природа просто отвал головы. Но есть один минус. Судя по количеству площадок, в сезон тут крайне много отдыхающих. Лагерь даже поделен на зоны: одна для отдыха семьями с детьми, другая для танцев всю ночь. Но от шума это не спасает. Мне повезло, я приехал в конце августа в пасмурный день. Почти никого не было.
Также хочу отменить персонал. Как я понял этот проект сёрф-станции семейный бизнес. И сразу видно отношение к организации. Люди делали для себя и своих детей. Отдыхают и работают тут же. Фанаты своего дела. Администратор (и похоже владелец) показала мне весь лагерь, пригласила на общий ужин, а также разрешился сходить в душ. Такой душ я принимал впервые. Вода с ароматом костра. Нагрев происходил в бочке выше по склону прямо на открытом огне и самотёком подавалась в душ. Мне понравилось. С дороги любая горячая вода хороша.
День шел к концу. Я поужинал, почитал книгу, лежа в гамаке, и отправился ко сну.
День 3. Озеро Волго — Вышний Волочёк — река Мста. 330 км.
Ночью шёл дождь. Утро было пасмурное. Первым делом я пошел делать зарядку на пристань. После искупался в озере. Работники лагеря косо поглядывали на меня. Вода была очень холодная! Дальше надо было оперативно завтракать и собираться в дорогу. Предстояло преодолеть около 300 км. Пока я варил кашу, руководитель серф-лагеря принесла мне угощение — оладьи с пылу-жару. Так было приятно! Огромное спасибо!
Термос заварен, палатка сложена, тент снят. Но уезжать мне не хотелось. Место очень понравилось. Озеро шикарное, лес сказочный.
Выехав с серф-станции мне пришолсь сделать крюк в 25 км, чтобы заехать на заправку в Осташкове. Да-да, далее по маршруту очень долго не предвиделось АЗС. Местами дорога была хорошая…
Но по большей части меня ожидала полная жесть! Скорость падала до 10-20 км/ч. Иногда легче было ехать по грунтовой обочине. Часто ехал по пустой встречке, если там покрытие было лучше. На скутере всё тряслось и звенело. Редко удавалось разгоняться до 40-60 км/ч.
В Вышнем Волочке решил сделать привал с обедом, так как очень устал от плохой дороги. Место нашел в центре города. Благоустроенный сквер с речкой, лавочками. Еду приготовил себе прямо там.
Время шло к вечеру. День пасмурный. Темнеет быстро. Надо было ехать дальше, чтобы успеть к намеченной точке — тур. база «Горная Мста».
Я практически не останавливался и ничего не снимал. Очень не хотелось ехать в темноте по незнакомым местам. И вот наконец-то навигатор командует сворачивать с трассы. Еще 9 километров по полям и деревням. Съезжаю с крутого берега к бурлящей реке и встаю у огромной статуи неизвестного персонажа (на следующий день я узнал кто это). Нахожу администратора, он же смотритель базы. Состоялся приятный короткий разговор, мне показали где можно ставить палатку, где набрать воды. Я снова был один на всей территории! Уже темнеет. Время около 9 вечера. Из последних сил ставлю палатку, готовлю ужин. Горячая лапша с тушенкой просто божественная еда после такого дня! Ложусь спать.
День 4. Река Мста — Боровичи — река Мста. 50 км.
После трёх дней в дороге и постоянных сборов-разборов лагеря я решил устроить день отдыха. В окрестностях тур. базы было что посмотреть, куда съездить погулять. Плюс прогноз погоды обещал солнце и не обманул! Утро я встретил искрящейся водой реки Мста.
Быстренько позавтракав я накидал план радиального выхода. По советам смотрителя у меня было пару обязательных пунктов: подземная речка и заброшенная усадьба. А потом планировал съездить заправиться и за продуктами в ближайший райцентр. Взяв с собой воды, ножик, камеру, фонарик отправился гулять.
Первое о чем хочется рассказать это река Мста. Не очень глубокая, порожистая река исторически была транспортной магистралью, по которой везли известняк для строительства Санкт-Петербурга. Порогов очень много в виду того, что местность стоит на известняковой плите. Сразу за шлагбаумом тур.базы огромная фигура — лоцман. Это они водили тут судна. Их знания фарватера реки передавались из поколения в поколение и считались секретной информацией.
Сама тур. база продолжает тематику судоходства и добычи ископаемых. На территории музей спортивного клуба по рафтингу, много артефактов морской и туристической тематики (потому что руководитель бывший подводник, а также спортсмен и ученый), музей истории лоцманов и музей палеонтологии. Очень интересная история тур. базы, к ней причастен даже Федор Конюхов!
Еще одна достопримечательность вверх по течению Мсты — подземная речка Понеретка.
Левый приток реки Мсты, памятник природы, река Понерётка образует одну из крупнейших пещерных систем в центральной части Русской платформы. Название реки, предположительно, произошло от слова «поноры» — отверстия в земле, в которые река скрывается за 2 км до впадения в реку Мста.
В пещерной системе Понерётки есть подземные залы, лазы, озера и ямы с водой, ходы, сифоны, уступы и даже галереи длиной в десятки метров и высотой в рост человека.
Протяженность пещеры — 1430 м, глубина залегания — 4 м, 2-я категория сложности.
Я не спелеолог, залазить внутрь не планировал. Хотя по рассказам местных туда было организовано несколько экспедиций. В том числе руководителем тур. базы, где я остановился.
Речку я очень быстро посмотрел и отправился обратно в сторону тур. базы. Рядом с ней есть заброшенная усадьба — Усадьба Ровное-Новоблагодатное.
Давным-давно, в веке осьмнадцатом, в селе Ровное Боровичского уезда Новгородской губернии, в землях помещицы Клеопиной на берегу реки Мсты выстроена была усадьба Новоблагодатное.
Сведений о ней сохранилось не так много. Известно, что был здесь большой усадебный дом, флигели, оранжереи, скотные дворы, молочный склад, баня, рига, другие постройки.
История усадьбы легко гуглиться по названию. Было дорого и богато несколько поколений. Сейчас только артефакты былой эпохи, местами замазанные советской штукатуркой. Доступ на территорию свободный. Более-менее уцелел только главный дом. Остальные постройки почти исчезли в зарослях борщевика.
После я съезди в г. Боровичи. Небольшой городок с размеренной жизнью. Но сетевые магазины добрались и до сюда. Закупился продуктами в магните и поехал обратно на тур. базу.
Мне посчастливилось лично встретить руководителя тур. базы (это который подводник, спортсмен, ученый). Он настоятельно рекомендовал попробовать гидромассаж в реке. Спуститься с порога и полежать в струе повышенного давления воды. Ну я и попробовал!
Ощущения экстремальные! Река неглубокая. Но течение очень сильное! Особенно у порогов. Дно каменное и скользкое. Пошел в кроксах. Обязательно затягивать пятку, иначе тапки сорвёт. Стопы в воде ставить по направлению течения. Боком может сорвать. Спускаться под порог только держась руками за выступы. Надо быть предельно осторожным. При погружении у меня чуть не слетела с головы камера. Такое сильное течение. Вода была на удивление несильно холодная. Массаж отличный! Летом после баньки полежать там наверное кайф!
Вечером я поужинал и запланировал на следующий день добраться до Финского залива или сразу до Питера.
День 5. Река Мста — Великий Новгород — Пушкин. 385 км.
Выезжая из тур. базы «Горная Мста» я так и не решил куда приеду сегодня вечером. Промежуточная цель была Великий Новгород. А дальше по настроению. Еще денёк в пути с остановкой в сёрф лагере на Финском заливе или уже до конца в Пушкин.
Погода была пасмурная, всю дорогу шел лёгкий дождь. Снимать особо было нечего. Я просто катил километр за километром. Благо дорога стала лучше, а потом и вовсе я выехал на М10.
Заехал в Великий Новгород в надежде сделать красивое фото у какого-нибудь исторического места. Но что-то не срослось. Видел кремль, старую часть города, мосты. Зарулил пообедать в пиццерию. Видок конечно у меня был такой себе. Весь в пыли и с немытой головой. Посмотрев прогноз погоды, я решил не ехать в сёрф лагерь, а заканчивать сегодня путешествие в финальной точке — г. Пушкин.
170 км по автомагистрали пролетели быстро. Съехав с Московского шоссе, я оказался на уже привычной дороге. Необходимо было сделать финальную фотку. Но снова не задалось с местом. Прокатил весь Пушкин по кругу и финишировал у себя на работе.
На этом моё путешествие из Владимира в Санкт-Петербург завершилось.
Итоги.
- Проехал порядка 1524 км. Спал в палатке 4 ночи. В пути 5 дней.
- Преодолевать такие расстояния на максискутере вполне нормально. Но не стоит соваться в лютое бездорожье. Инструмент в дороге лишний не бывает. А также расходники в виде масла. Неплохо бы иметь пятилитровую канистру бензина на всякий случай.
- Везде встречались доброжелательные люди. Только один раз поджали на дороге в полосе, но это рядовая ситуация. В большинстве случаев люди пытались мне помочь и подсказать.
- Увидел много новых, красивых и интересных мест. В некоторые хочу вернуться еще раз.
- Путешествовать далеко и надолго не страшно!
PS Немного позже отметился в центре Питера на культовом пятаке. Теперь точно можно считать, что доехал до Санкт-Петербурга! Всем ровных дорог!!!